Найди своих депутатов

Сосредоточиться на главном

Вернуться

13 ноября депутат Законодательного Собрания Ростовской области Виктор Халын принял участие в круглом столе «Об условиях кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области». Организатором круглого стола выступил Комитет по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям Донского парламента.

Кроме депутатов в работе приняли участие представители министерств экономического развития, промышленности и энергетики, сельского хозяйства и продовольствия, руководители регионального агентства поддержки предпринимательства, областного гарантийного фонда, региональной лизинговой компании.

Вопросы, которые рассматривали депутаты -- далеко не проходные и не второстепенные. И то, как бурно шла дискуссия, какие острые и подчас неудобные вопросы поднимали ее участники - лучшее свидетельство того, что все участники прекрасно отдают себе в этом отчет.

Мы часто ссылаемся на опыт развитых экономик. Но при этом не всегда указываем, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП этих стран достигает 40-50%, тогда как у нас она едва доходит до 19-20. Более того, при всей необходимости крупного бизнеса мы должны отдавать себе отчет: каким бы устойчивым и успешным не оказался холдинг, обеспечить рабочими местами население он не в состоянии. И это закономерно - автоматизация, снижение издержек приводят не к росту, а к сокращению рабочих мест. И именно малый и средний бизнес не только заполняет образовавшуюся нишу, но и обеспечивает устойчивость экономики и рост социального благополучия.

В целом ситуация с доступностью кредитных ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области выглядит довольно неплохо. По объему кредитов, выданных МСП мы занимаем 8 место в России, что во многом объясняется и наличием сети работающих институтов поддержки, в частности регионального агентства поддержки предпринимательства, «Гарантийного фонда», «Региональной лизинговой компании», и широким спектром программ льготного кредитования, реализуемых профильными министерствами.

В то же время, говорить, что все обстоит совсем уж хорошо и гладко, не приходится.

-- В 2018 году практически на треть снизились объемы финансовой поддержки из федерального бюджета. Теоретически это снижение должно было быть компенсировано внедрением разработанной Минэком России «Программы 6,5%», позволяющей выдавать кредиты предпринимателям по ставке не выше 6,5%. Однако на сегодняшний день объем выданных кредитов нулевой. Хотя предприятия, собравшие все необходимые документы и подавшие заявку, есть. В 2019 году мы, скорее всего, совсем не получим финансовой поддержки из федерации по данному направлению. И не потому что мы плохие. В том то и парадокс - нас лишат поддержки именно потому, что мы хорошо работаем, направив деньги на отстающие регионы. Извините, во всех регионах одинаковая банковская система, практически равные возможности. Может быть для начала стоит разобраться в причинах, по которых они отстают? - Заметил первый заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджету, налогам и собственности Владимир Харченко. - Конечно, мы прекрасно понимаем, что все это не зависит напрямую от региональных министерств, речь идет о решениях центра. Но, как справедливо отмечали депутаты, хотелось бы увидеть, что сделали областные министерства для того, чтобы изменить ситуацию. И сделали ли они все, что от них зависело. Ждем соответствующей справки и дальше, возможно, будем выходить на федерацию с запросами и законодательными инициативами.

-- И стоит обратить внимание на то, что на областном уровне не существует единого координационного центра, который мог бы это оценить. В итоге и министерства и микрофинансовые организации работают сами по себе, без четкого понимания, как их поддержка помогает стабилизации и улучшению экономической ситуации в масштабах региона. Хотя таким центром по логике вещей мог бы стать минэкономразвития, -- отметил руководивший работой круглого стола, председатель Комитета по экономической политике Игорь Бураков.

Впрочем, одним из самых главных вопросов к исполнительной власти стали критерии оценки реальной эффективности оказываемой поддержки.

-- В условиях ограниченных ресурсов мы не сможем объективно насытить деньгами весь рынок. Значит надо сосредоточиться на ключевых точках. Если обратиться к той же мировой практике, доказавшей и подтвердившей свою эффективность, такими являются моменты перехода бизнеса от микро к малому и от малого к среднему уровням. Именно им и необходимо оказывать поддержку в первую очередь. И, в-третьих, усилить меры помощи самым ключевым направлениям. В частности, развитию переработки сельскохозяйственной продукции и потребкооперации, -- уверен Виктор Халын.

-- Думаю это далеко не последняя наша встреча в таком формате, который позволяет не только заслушать информацию, но и обменятсямнениями, обсудить имеющиеся проблемы и возможные пути их решения. У нас однаобщая цель - развитие региона, экономический рост и улучшение благосостояниенаселения. Попрошу занести в протокол все вопросы, которые задавалисьдепутатами, а профильным министерствам - подготовить по ним максимальноисчерпывающие ответы, -- подвел итог работы Игорь Бураков.