Найди своих депутатов

Антонина Григорьева: Дошкольное образование должно идти в ногу со временем

Вернуться

Модераторами пленарного заседания выступили первый заместитель министра образования и науки РС (Я) Ирина Любимова и руководитель Научно-образовательного центра Академии наук Якутии Юрий Семенов.

На открытии с приветственным словом выступила заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я), профессор, доктор педагогических наук Антонина Григорьева.

Вице-спикер парламента отметила, что форум позволит наметить общую стратегию и ориентиры развития, от которых напрямую зависит будущее республики и страны. «Мир стремительно меняется, и чтобы в новых условиях успешно выполнять свою профессиональную миссию, дошкольное образование должно идти в ногу со временем, оперативно откликаясь на современные вызовы», - сказала парламентарий.

Она пояснила, что, во-первых, современные дети живут в новой цифровой среде, и каждый ребенок существует в двух пространствах - реальной и визуальной. Во-вторых, необходимо формировать с раннего возраста психологическую устойчивость. Нынешние дети значительно отличаются от других поколений в мышлении, речи, сознании. В-третьих, стоит обратить внимание на формирование позитивной этнокультурной идентичности и высокого уровня гражданской ответственности. В-четвертых - подготовка кадров.

Если в России средний возраст педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, составляет 45-50 лет, то в Республике Саха (Якутия) - 35-40 лет. «Это говорит о том, что в последнее время проведена работа по обновлению, омоложению кадров», - подчеркнула Антонина Григорьева. Она поблагодарила старшее поколение педагогов, преподавателей - представителей лучшей плеяды лекторов в области дошкольной психологии, педагогики, практики - за знания, профессионализм и труд.

По ее мнению, необходимо обеспечить качество предоставляемых услуг. Воспитатель - человек, питающий сердце, душу ребенка, его сознание, формирующий его внутренний мир, сказала вице-спикер парламента.

Народный депутат Якутии особо подчеркнула то, что Госсобрание (Ил Тумэн) РС (Я) держит на контроле проблемы дошкольного образования. К примеру, в марте в ходе VІ (очередного) пленарного заседания парламента будет рассмотрен проект закона «О статусе многодетной семьи в Республике Саха (Якутия)». Документ разработан с целью повышения социального статуса и общественного престижа многодетной семьи, улучшения демографической ситуации в республике и укрепления института семьи, семейных традиций и ценностей. До лета будет рассмотрен законопроект об обеспечении питания детей.

Кроме того, Антонина Григорьева отметила, что всех работников дошкольного образования беспокоит практика модельных штатных расписаний. «Во многих улусах, особенно в арктических, около 100, в центральной и заречной группах улусов - свыше 70 человек в каждом районе могут попасть под сокращение. Снижается ставка до 0,25 инструкторов по физической культуре и спорту, до 0,5 - музыкальных руководителей, когда как в дошкольных учреждениях работают матери-одиночки, единственные кормильцы семьи, многодетные матери. Поэтому Ил Тумэн совместно с Министерством образования и науки РС (Я) считает своим долгом в этой ситуации искать рациональные пути решения поддержки работников детских садов республики. Безусловно, необходимо установить предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений и организаций различных типов в размере не более 40 процентов. Необходимо оптимизировать неэффективные бюджетные расходы, но ухудшать ситуацию по заработной плате дошкольных работников не стоит», - заверила парламентарий.

«Я уверена, что потенциал дошкольного образования Якутии, новаторский дух и замечательные традиции отечественной педагогики позволят с честью решить эту непростую задачу. Участники форума - настоящие подвижники своего дела, которые детский сад превращают в островок счастливого детства. Пусть этот форум станет значимым шагом на пути к достижению педагогического совершенства, мы рассчитываем на ваши яркие, креативные предложения. Мы постараемся реализовать данные предложения. Системная работа над рекомендациями форумов, особенно дошкольных работников, учителей, является приоритетной в работе парламента», - резюмировала вице-спикер Ил Тумэна Антонина Григорьева.

В первый день работы форума, 12 марта, пройдет сессия «Стратегия развития дошкольного образования в Республике Саха (Якутия)». Форум будет работать по пяти секциям: «Глобальные проблемы дошкольного образования. Экосистема детской одаренности», «Проблема качества дошкольного образования: содержание, критерии измерения, инструменты», «Преемственность: Дошкольное образование - начальная школа - средняя школа - профобразование - вуз», «Социальное партнерство в дошкольном образовании», «Языки и актуальные проблемы дошкольного образования».

Во второй день форума пройдет сессия «Семь столпов развития образования». В этот день состоится демонстрация лучших практик дошкольного образования Якутии: презентация проектов и обмен опытом. В завершающий день участники форума примут участие в семинаре «STEAM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: парциальная модульная программа дошкольного образования и её развивающая предметно-пространственная среда».

Якутия считается передовым регионом в области дошкольного образования. В нашей республике реализуются такие уникальные проекты, как «Детские сады - детям», «Полилингвальный детский сад», «Виртуальный детский сад», «Детский сад без границ», «Одаренный ребенок», «ВеДеДо», «Музыка - для всех», «Рисуем все» «Я - исследователь».

Открываются сетевые экспериментальные площадки Института изучения детства, семьи и воспитания РАО по реализации программы «От Фребеля до робота», «STEM-образование» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и многое другое. Якутии есть чем делиться. Так, с 12 по 14 марта в городе Якутске пройдет республиканский форум «Дошкольное образование: инвестиции в будущее».

Целью и задачами форума является консолидация ресурсов образовательных, научных и общественных организаций для обсуждения современных подходов к развитию дошкольного образования в Республике Саха (Якутия), вопросы преемственности между ступенями образования.