Найди своих депутатов

Кадровое обеспечение образования детей с ОВЗ рассмотрели в Законодательном Собрании

Вернуться

Этот и другие вопросы обсудили на заседании круглого стола на тему «Особенные дети - особенный подход. Доступность и качество образования и социализации детей с ОВЗ», организованного комитетом Законодательного Собрания по образованию

Дискуссию провела председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию Светлана Мананкина. В мероприятии также приняли участие депутаты донского парламента, представители Правительства Ростовской области, общественных и образовательных организаций, муниципальных образований Ростовской области.

Встречу открыл Председатель Законодательного Собрания Ростовской области секретарь регионального отделения «Единой России», член Генсовета партии, председатель Законодательного Собрания Александр Ищенко.

- Внимание к детям - постоянный приоритет государственной политики нашей страны. Недавние конституционные изменения четко закрепили социальный характер государства, важность заботы о семье и детях во имя будущего нашей страны. Это значит, что решение любой проблемы, касающейся социального самочувствия детей становится первостепенным, какие бы текущие повседневные задачи не стояли перед органами власти.

Он также отметил, что депутаты Законодательного Собрания в своих обращениях в Госдуму и Правительство России поднимали тему государственной поддержки детей с ОВЗ. Эти предложения нашли реальное практическое воплощение. Такой же позитивный отклик был получен на обращение в федеральные органы власти о введении бесплатного горячего питания для младших школьников и детей с ОВЗ. Сегодня эти категории детей получают горячее питание в полном объеме. Недавно был принят областной закон, разрешающий обслуживание детей с ОВЗ без очереди в медицинских учреждениях. Это решение родилось как ответ на постоянные обращения на депутатских приемах родителей особенных детей.

- Менее 5 лет назад ко мне на прием пришла мама ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС), - рассказал Александр Валентинович. - Она сообщила, что хочет получить для своего ребенка весь комплекс социальных и педагогических услуг, а также о том, с какими проблемами сталкивается. Я подключил для решения этих новых для меня задач специалистов профильных министерств и ведомств и депутатов. И постепенно у нас сложился постоянный диалог с родителями, который помогает преодолеть сложности и барьеры в жизни их детей. Некоторые из вопросов носят частный характер и решаются оперативно. Но большинство - имеют системный характер.

И именно об этих системных проблемах образования детей с ОВЗ говорили участники круглого стола.

- К особым условиям по федеральному закону «Об образовании» относятся специальные методические пособия, специальное оборудование и специальные помещения внутри обычных школ, если мы говорим об инклюзивном образовании учеников с ОВЗ, когда они учатся вместе с остальными детьми, - отметила Светлана Мананкина. - Это огромный набор совершенно разнонаправленных действий, которые нужно предпринять, чтобы такой ребенок, как можно быстрее социализировался, а это точно возможно, и получил качественное образование, чтобы потом быть абсолютно состоявшимся и востребованным человеком. И тут, к сожалению, мы столкнулись с рядом проблем. Прежде всего, это, конечно, кадровые проблемы. У муниципалитетов должна быть возможность нанимать тех специалистов, которые положены для таких детей в школах - это и дефектологи, и психологи, и логопеды, и тьюторы, сопровождающие детей на занятия, в том числе детей с расстройством аутистического спектра. Проблемы здесь не только в том, что недостаточно средств. Этих специалистов просто нет на рынке труда. Таких узких специалистов не готовят в нужном количестве не только в Ростовской области, но и в целом в России. Этот клубок проблем нам предстоит разматывать. Мы это делаем поступательно.

Александр Ищенко поддержал Светлану Мананкину и прокомментировал:

- В этом году депутаты Законодательного Собрания выделили 9 млн рублей на создание 9 ресурсных классов в разных муниципальных образованиях Ростовской области. Но нам необходимо расширять сеть ресурсных классов. А для детей, которые не могут учиться в школе и занимаются дома, нужно создавать дополнительные условия обучения. Мы готовы выйти с обращением к федеральным органам власти о включении тьютеров в список должностей с правом льготного педагогического стажа. Мы должны создать условия для обучения специалистов в лучших базовых вузах Ростовской области и России. Создать систему поощрения учителей, обучающих детей с ОВЗ. Подготовить соцработников, которые смогут помогать семьям, воспитывающим особенных детей. Мы должны думать о будущем, о том, что дети вырастут и должны получать среднее профессиональное и высшее образование. Для этого необходимо увеличить квоту для их поступления в вузы и сделать для них второе образование бесплатным.

По информации министерства общего и профессионального образования Ростовской области, в регионе создана и развивается система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. На начало 2020-2021 учебного года по программам общего образования на дому обучались 4286 обучающихся, из них 2514 обучающихся с ОВЗ и 2336 детей-инвалидов. В Ростовской области также продолжает развиваться система дополнительного образования, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью. В 2021 году по программам дополнительного образования обучаются 12068 детей с ОВЗ и инвалидностью. Прием на программы среднего профессионального образования обучающихся с ОВЗ в 2020-2021 учебном году составил 228 человек, инвалидов - 1023 человека.

По итогам заседания круглого стола были подготовлены рекомендации. Александр Ищенко заверил участников дискуссии в том, что Законодательное Собрание Ростовской области примет самое активное участие в решении всех проблемных вопросов, которые обсуждались на заседании круглого стола.

По материалам zsro.ru