Найди своих депутатов

Комплексный подход к подготовке учителей позволит улучшить кадровую ситуацию в регионах

Вернуться

В Вологодской области состоялось заседание постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе. Главными темами встречи стали вопросы взаимодействия школ, колледжей и вузов в рамках нацпроекта «Образование», оплата студентам медосмотров перед прохождением практики и разработка федеральной программы по модернизации пищеблоков в образовательных организациях.

Законодатели из восьми регионов Северо-Запада, представители правительства Вологодской области и руководители образовательных учреждений встретились на базе Вологодского государственного университета, чтобы обсудить проблемы подготовки и профессионального сопровождения педагогов.

Парламентарии отметили, что говорить о развитии образовательной среды без взаимодействия всех образовательных организаций невозможно. Существенную помощь в решении этой задачи оказывает реализация различных программ в рамках национального проекта «Образование». Опытом Архангельской области с коллегами поделилась председатель комитета областного Собрания по культурной политике, образованию и науке Ольга Виткова.

Ольга Константиновна отметила, что с сентября 2020 года на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова функционирует центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации», или - ДНК. На его базе реализуются образовательные проекты в сфере робототехники, биотехнологий, практического программирования для учеников 5-9 классов. Ученики старших классов и студенты профессиональных образовательных организаций занимаются по программам изучения генной инженерии, морфологии и физиологии человека. В дистанционной форме проходят уроки технологии, физики, биологии и информатики для девяти общеобразовательных организаций Архангельской области. На данный момент дополнительными общеобразовательными программами в ДНК охвачено около 900 обучающихся.

В 2020 году на территории Архангельской области состоялось открытие первого мобильного технопарка «Кванториум» для детей, проживающих в сельской местности и малых городах. Работой технопарка охвачены шесть агломераций: Виноградовский, Онежский, Пинежский, Приморский, Шенкурский и Холмогорский районы. Менее чем за год на базе технопарка обучение по общеобразовательным программам прошли более 1000 человек, по дополнительным образовательным программам - порядка 350 учеников.

Модернизация профессионального образования в Архангельской области, в том числе посредством внедрения адаптивных практико-ориентированных образовательных программ, осуществляется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы». По тогам конкурсного отбора Министерства просвещения Российской Федерации в 2023 году на территории Архангельской области запланировано создание Центра опережающей профессиональной подготовки. Это даст региону дополнительные возможности в сфере профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения и повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс.

Взаимодействие образовательных организаций, участвующих в реализации мероприятий национального проекта «Образование», осуществляется посредством сетевых форм с использованием ресурсов и инфраструктуры, создаваемых в рамках федеральных проектов. В настоящее время 88 общеобразовательных организаций Архангельской области на базе Северного Кванториума, Дома научной коллаборации, центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» реализуют программы в сетевой форме по таким предметам как «Технология», «Информатика», «Биология», «Физика», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Регионом проведена работа по вовлечению общественно-деловых объединений в сотрудничество с образовательными организациями Архангельской области. Ярким примером является взаимодействие Северного Кванториума с предприятиями объеденной судостроительной корпорации и региональным отделением Союза машиностроителей России.

Говоря об успехах, участники заседания уделили внимание и тем проблемам, которые существуют в реализации системы непрерывного профессионального образования. Среди них - вопрос оплаты работников профессорско-преподавательского состава, которые привлекаются к работе по образовательным программам в школах, учреждениях дополнительного и среднего профессионального образования.

Еще одним сдерживающим фактором развития непрерывного образования является проведения медицинских осмотров студентами при прохождении педагогической практики, стоимость которых очень велика, и для многих студентов является непосильной.

Парламентарии приняли решение направить по этому вопросу обращение к Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой определить источники финансирования медосмотров для студентов-практикантов и закрепить это законодательно. Комитет также вынесет этот вопрос на рассмотрение очередной конференции ПАСЗР, которая состоится в июне текущего года.

Еще один вопрос, который поднимался на заседании, касался школьной медицины. В настоящее время практически не осталось учебных заведений, где бы сохранилась ставка медицинского работника. Для решения этой проблемы была создана рабочая группа, которая сформировала пять обращений в Министерство просвещения, Министерство здравоохранения, премьер-министру РФ и профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации с просьбой поддержать предложения всех субъектов Северо-Запада России для исправления ситуации.