На первом в текущем году заседании Комитета по аграрной политике, экологии и природным ресурсам, в котором принял участие заместитель Председателя Государственного Совета Республики Крым Эдип Гафаров, парламентарии обсудили поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В соответствии с изменениями до 1 января 2023 года полигоны твёрдых коммунальных отходов (ТКО), введённые в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов и осуществлять деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности.
По словам председателя Комитета Игоря Буданова, «ликвидация несанкционированных свалок отходов в пределах населённых пунктов, которые не только никем не убираются, но и продолжают расти, - остается одной из проблем для Крыма». «Необходимо принять меры по приостановке вывоза мусора на нелегальные полигоны ТКО и приступить к их скорейшей рекультивации. Вместе с тем, нужно реализовать схему по утилизации ТКО, а также использовать новые подходы в сфере обращения с мусором и применением наилучших доступных технологий», - сказал он.
Как сообщило республиканское Министерство жилищно-коммунального хозяйства, на сегодняшний день в Крыму функционирует 12 полигонов ТКО, которые осуществляют свою деятельность без лицензии. С целью перехода на новую систему обращения с ТКО ведомством проведены конкурсные отборы региональных операторов, которыми стали ООО «Альтфатер Крым» и ГУП РК «Крымэкоресурсы». Отмечалось, что оплата их услуг для населения осталась на уровне 2018 года: Алушта - 97,47 руб., Ялта - 129,25 руб., районы - 40 руб., для остальных городских округов сумма составляет 50 руб. в месяц.
Кроме того, в республике планируется ввести в эксплуатацию два новых мусоросортировочных комплекса - в пгт. Гаспра и г. Симферополь.
Игорь Буданов выразил надежду, что «после запуска мусоросортировочных комплексов экологическая обстановка в Крыму значительно улучшится, снизится объём отходов и решится проблема беспорядочного, многокомпонентного мусора». Но эта работа, по его словам, должна сопровождаться проведением информационной кампании среди населения в целях повышения информированности о способах минимизации образования отходов, их удаления, в том числе посредством утилизации.
В свою очередь, член Комитета Ольга Виноградова назвала низким процент переработки твёрдых коммунальных отходов. В качестве примера она привела Ялту, где утилизируется только 10% от общего количества мусора.
Депутат Валерий Аксёнов обратил внимание профильного министерства на необходимость обеспечить утилизацию стекла и пришедших в негодность асбестосодержащих материалов и строительного мусора. «В Крым с материка ежемесячно завозится 600 тонн стекла, которое после использования выбрасывается на свалку, так как его негде перерабатывать: Симферопольский стеклотарный завод не работает, а Керченский полностью уничтожен. Аналогичная ситуация с отходами строительных материалов. Они также зарываются в землю. Учитывая то, что строительная сфера в Крыму развивается очень быстро, уменьшения такого вида отходов ждать не следует», - подчеркнул он, отметив также необходимость разработки мер по утилизации старых свалок, загрязняющих водоносные слои.
Вместе с тем, обеспокоенность Министерства экологии и природных ресурсов республики вызывает новая система регулирования негативного воздействия на окружающую среду, базирующаяся на дифференцированном подходе, и предусматривающая введение технологического нормирования воздействия на окружающую среду. Согласно ей, регулирование процессов образования и размещения отходов будет осуществляться только в отношении объектов I и II категории, когда объекты, отнесённые к III и IV категориям, будут предоставлять эту отчётность в уведомительном порядке. Такой порядок, считают в ведомстве, может привести к отсутствию контроля за процессами образования и размещения отходов на объектах III, IV категории, а также сокрытию данных об их образовании. С этой целью ведомством были направлены письма в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с просьбой дать разъяснения и рекомендации по данному вопросу.
По итогам дискуссии Комитетом принято решение рекомендовать профильным министерствам республики установить нормативы накопления ТКО, предусмотрев дифференциацию параметров нормативов с учётом раздельного накопления ТКО, типа поселения, степени благоустройства жилого помещения, обеспеченности газовым отоплением; провести общественные обсуждения с гражданами территориальных схем обращения с отходами; закрепить в территориальных схемах системы раздельного накопления ТКО с указанием фактического места расположения специальных площадок и видов сортируемых полезных фракций; оснастить площадки производства работ по рекультивации свалок ТКО камерами онлайн видеонаблюдения с возможностью онлайн-трансляции процесса рекультивации; подготовить и издать экологическую азбуку до начала нового учебного года для просветительской деятельности учащихся.
Также депутаты поддержали поправки в Государственную программу «Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Крым и развитие государственной ветеринарной службы Республики Крым на 2017-2019 годы».
Одобрение народных избранников получил и ряд проектов федеральных законов, поступивших в Комитет для рассмотрения и подготовки рекомендаций.