Найди своих депутатов

Депутаты обсудили проблемы образования детей c аутизмом

Вернуться

В рамках работы над совершенствованием областного законодательства об образовании парламентарии посетили школу № 26 г. Архангельска, где недавно начал работу ресурсный класс, предназначенный для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Реализацию прав особенных детей на получение образовательных услуг депутаты обсудили в прошлом году на расширенном заседании комитета областного Собрания по культурной политике, образованию и науке. К дискуссии были приглашены представители регионального правительства, администрации города Архангельска, директора школ, а также родители аутичных детей и представители социально ориентированной некоммерческой организации «Ангел», оказывающей помощь детям с данным диагнозом. Эксперты отметили, что образовательная модель, которая позволит наиболее полно реализовать право ребенка с аутизмом на получение качественного образования, - это ресурсный класс.

В качестве площадки для реализации данной модели инклюзивного образования была выбрана средняя общеобразовательная школа № 26, которая располагает штатом педагогов со специальной подготовкой. Помощь в оснащении класса требуемым оборудованием оказали депутаты областного Собрания Надежда Виноградова, Борис Климов и Александр Новиков, при содействии которых из резервного фонда областного правительства были выделены необходимые средства.

Во время выездного заседания комитета по культурной политике, образованию и науке парламентарии посетили школу, познакомились с условиями обучения особенных детей и работой педагогов. Сейчас в образовательном учреждении проходят обучение 17 детей-инвалидов и 49 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе двое первоклассников с РАС. Педагоги ставят перед собой цель не только привить ребятам навыки социализации, но и дать им качественное образование. И то оборудование, которым теперь располагает школа, окажет существенную поддержку в решении этой сложной задачи.

Ресурсный класс - это помещение, разделенное на несколько зон, предназначенных для обучения и отдыха учеников. Занятия в классе чередуются с периодами восстановления: особенным детям необходима так называемая сенсорная разгрузка. Для этих целей используются сухой бассейн, батут, стол для песочной терапии. В работе с подопечными педагоги используют средства альтернативной коммуникации - карточки и планшеты. Данная методика позволяет сформировать и развить у детей когнитивные, речевые, игровые и академические навыки.

Большую часть времени дети обучаются индивидуально, сопровождаемые тьюторами и педагогом-дефектологом. Однако в программе обучения - обязательные занятия вместе с общеобразовательным классом.

Директор школы Татьяна Буланова отметила, что главная задача педагогов - перевести детей из ресурсного в общеобразовательный класс. И ключевая роль в этом процессе принадлежит тьюторам.

В этой связи актуальным остается вопрос о повышении оплаты труда работников, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Выход из этой ситуации депутаты видят в корректировке закона об образовании в части изменения методики расчета субвенций на реализацию образовательных программ, связанных с обучением детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях.

Проект закона находится на стадии разработки. По словам председателя комитета областного Собрания по культурной политике, образованию и науке Ольги Витковой законопроект планируется вынести на рассмотрение регионального парламента в мае. Перед этим документ пройдет обсуждение на депутатских слушаниях.