Александр Дятлов рассуждает о том, что в России могут появиться частные лесные владения

Вернуться

Заниматься лесами на землях сельхозназначения нужно. Хотя бы просто потому, что они там есть. По различным оценкам, от 40 до 100 миллионов гектаров сельхозземель покрыты лесом. Эти леса, с одной стороны, выросли априори на более плодородных почвах, чем лесные естественные экосистемы, и значит могут быть более продуктивными, если за ними осуществлять уход. С другой стороны -- это максимально приближенные к сельским жителям лесные участки, и уже во многих регионах местное население собирает на них грибы, ягоды, заготавливает веники для бани и новогодние елки.

При этом проблема безхозности и неустроенности таких лесов существует. Принятое в прошлом году постановление правительства номер 1509 дало шанс на то, что в таких лесах станет возможным ведение лесного хозяйства, охрана их от пожаров, защита от вредителей и болезней. Представители крупного бизнеса высказали заинтересованность в плантационном выращивании лесов на таких землях. Есть предложения о реализации на деградировавших сельхозземлях лесных климатических проектов.

Предлагаемые изменения не только приносят в процедуру использования лесов на сельхозземлях худшие черты «лесной бюрократии», но и делают саму идею ведения хозяйства в таких лесах бесперспективной. За десять лет, а у нас на севере это меньше одного класса возраста, этот лес можно только срубить. А восстановить, вырастить, снова перевести землю в покрытое лесом состояние невозможно. Поэтому лес необходимо предоставлять, если мы говорим о выращивании плантаций, минимум на 49 лет.

Что касается частных лесов, то здесь нельзя сказать, что бизнес не готов к этому. В большей степени есть опасения у государства о последствиях. Например, если организация, владеющая частными лесами, будет продана иностранным собственникам. В таком случае существует риск, что российские леса могут стать иностранной собственностью.