В эфире #УтроРоссии на #Россия1 депутат Госдумы Анатолий Выборный рассказал о законодательных мерах, которые не позволят правоохранительным органам игнорировать обращения и звонки граждан. Поводом для обсуждения стал резонансный случай в Кемерово, где в квартире до смерти была избита девушка, а полицейский наряд, несмотря на 7 вызовов в течение трех часов, так и не выехал на помощь.
Теперь на скамье подсудимых не только убийца, но и стражи порядка, которые проигнорировали вызов. Преступная халатность для них может обернуться 5-летним сроком. Кто контролирует действия сотрудников УВД? Когда в России появится электронная "Книга жалоб" на нерадивых полицейских? В любом случае за проявленную халатность сотрудник должен отвечать по закону, и главное здесь даже не жестокость санкций, а неотвратимость наказания - считает парламентарий.
Ведущие "Утро России":
- Год назад в январе 2020 в Кемерове произошла трагедия, унесшая жизнь 23-летней девушки. На протяжении трех с половиной часов ее пытал и избивал бывший молодой человек, а полиция, несмотря на 7 вызовов, так и не приехала. Сейчас, полицейских, которые могли спасти жизнь, судят по статье «халатность». Вам не кажется, что в данной ситуации, это совсем не халатность, а как минимум пособничество?
Анатолий Выборный:
- Пособничество - это форма сознательного соучастия в преступлении. Пособник должен знать характер преступления, осознавать, что участвует в его совершении, осознавать фактические обстоятельства преступления: время, место, в отношении кого совершается преступление, какие преступные цели преследуются, предвидеть преступный результат. Поэтому действия сотрудников полиции нельзя рассматривать как пособничество в убийстве.
В данном случае речь необходимо вести именно о халатности, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности. За это преступление можно получить до 5 лет колонии, это вполне весомые санкции - важно, чтобы они применялись.
Ведущие:
- Не отправил группу на вызов - халатность, не возбудил дело - дисциплинарный выговор. И, как показывает практика все это не работает. А количество преступлений, которые не расследуются - растет. Ужесточение санкций, на ваш взгляд, поможет?
- Дело не в жестокости санкций. Даже за обычную халатность, не повлекшую смерть, сотрудник будет уволен, ему будет закрыт доступ по все государственные структуры, назначен штраф до 500 тыс. рублей. А если халатность привела к смерти, то это тюрьма. О нормальной жизни можно забыть на много лет. Разумеется, никто из сотрудников МВД не желает себе такой участи.
Главное - это неотвратимость наказания, а не жестокость санкции.
По поводу реагирования полиции на вызовы необходимо отметить, что в Москве установлен норматив - 7 минут.
Зачастую бездействие или промедление связаны с нехваткой кадров и приоритетностью вызовов.
Есть определенная система приоритетности вызовов, как и у скорой помощи. Если звонят по убийству или разбою -- естественно, что приоритет будет выше, чем на вызов о шумных соседях.
Зачастую, на некоторые вызовы направляется больше сотрудников, чем это нужно в принципе. К тому же, полицейские будут находиться на одном вызове, пока не возьмут со всех объяснения, или, в случае необходимости, не доставят нарушителей в отдел.
При этом если нет возможности направить наряд полиции, информация передается всем подразделениям, которые входят в систему единой дислокации. То есть на вызов могут приехать сотрудники Росгвардии, оперативная группа и даже ДПС ГИБДД.
По резонансным случаям, когда полиция вовремя не отреагировала на обращения, и в итоге произошла трагедия - по таким фактам проводятся проверки, а вовремя не отреагировавшие на вызов правоохранители привлекаются к ответственности - вплоть до уголовной.
Относительно количества нераскрытых преступлений Вы правы. Почти каждое второе преступление в России остается не раскрытым. Однако надо учитывать, что число нераскрытых насильственных преступлений снижается. В Москве этот показатель снизился на 9%.
Общий рост нераскрытых преступлений связан с увеличившимся числом преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Причем не только в России, но и во всем мире. Расследование этих дел усложняется тем, что преступники, как правило, находятся за рубежом.
Ведущие:
- Может быть, нужны какие-то контрольные вызовы - пусть не каждый десятый, но хотя бы каждый тысячный, такое возможно?
- В настоящее время и так проводятся регулярные профилактические проверки своевременности реагирования полиции на сообщения о преступлениях. Они называются «легендированные вводные», это может быть как личное обращение в дежурные части ОВД, так и по телефону.
Например, поступает звонок с сообщением о массовой драке по адресу. Наряд приезжает, а там ничего нет, это была проверка. Каждый случай несвоевременного реагирования сотрудников полиции тщательно разбирается руководством, и принимаются меры к недопущению подобных случаев.
Ведущие:
- Есть мнение, что централизованную систему надо разделять на: муниципальную полицию, которая занимается охраной общественного порядка; региональную - рутинные уголовные дела и федеральную, в чьем ведении сложные дела. Рабочая альтернатива?
- Во-первых, правоохранительные функции у нас и так распределены между разными ведомствами. Росгвардия берет на себя участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, охрану важных и режимных объектов. Полиция занимается предупреждением и пресечением преступлений, раскрытием ряда преступлений. И есть Следственный комитет, который занимается расследованием более сложных преступлений.
Во-вторых, децентрализация полиции, создание муниципальной полиции или милиции, приведут к ослаблению единой правоохранительной системы. Кроме того, не все регионы и муниципалитеты в достаточной степени обеспечены бюджетными средствами. Получится, что у людей в менее обеспеченных регионах будет менее высокий уровень защищенности.
Ведущие:
- Сейчас, складывается впечатление, что основная задача полицейских - писать бумаги и показывать статистику. В итоге, времени на настоящую работу не остается (все это мы проходили с учителями). Нам кажется, что оценивать надо, во-первых, не количество, а качество. А во-вторых оценивать должно не только полицейское руководство, но и общественные структуры.
- Совершенно верно, необходимо оценивать качество работы. В научном сообществе сейчас ведется дискуссия на эту тему, и предлагается основным показателем работы правоохранительных органов считать количество дел, которые были переданы в суд. Причем для следствия показателем должно быть количество обвинительных приговоров с той же квалификацией, которую они дали на этапе предъявления обвинения.
Оценка деятельности полиции в настоящее время проводится не только руководством. В комплексный итоговый отчет входит и вневедомственная оценка по критериям:
- работа по материалам, размещенным в СМИ и Интернет
- уровень доверия к МВД
- эффективность деятельности органов внутренних дел по защите интересов граждан
- уровень удовлетворённости граждан качеством работы полиции
Все показатели определяются не только руководством, но и гражданами и общественными организациями.
Общественные структуры в любом обществе пристально наблюдают за деятельностью полиции. Однако формальная отчетность перед общественными структурами, обязанность докладывать именно перед ними о положении дел - это как раз лишняя нагрузка на органы правопорядка.
Ведущие:
- Человеку без юридического образования малореально, разобраться в том, в какое ведомство и на что именно он имеет право жаловаться - может быть нужен какой-то электронный ресурс, «книга жалоб». Пусть не голословно, но у каждого в телефоне есть камера. Как считаете?
- Такие ресурсы уже имеются, есть мобильное приложение МВД России, в котором можно не только найти своего участкового, но и подать онлайн обращение в региональное подразделение МВД России или напрямую в приемную МВД.
Но гражданин вправе обратиться в любой отдел, в любое ведомство. Если будет установлено, что жалоба не относится к компетенции органа, она будет перенаправлена по подведомственности.
Ведущие:
- Что еще, на ваш взгляд можно и нужно изменить для того, чтобы полицейские выполняли свои прямые обязанности?
- Судя по тому, что мы регулярно сталкиваемся с такими резонансными ситуациями, как бездействие или наоборот превышение полномочий, назрел вопрос о проверки соответствия всех сотрудников занимаемым должностям. С момента реформы полиции прошло 10 лет, я не предлагаю провести новую реформу, но надо подумать над отсевом из органов всех, кто нарушает закон.
В частности, мы до сих пор читаем новости о пытках в отделениях полиции. В 2019 году в отношении 641 сотрудника были вынесены приговоры за пытки. Это число меньше, чем в 2018 году (772), и в 2017 году (867). Тем не менее, это должно быть искоренено.
Для того, чтобы полиция выполняла свои функции, необходимо снизить ее бюрократизированность, перевести на гражданскую службу ряд должностных лиц, популяризировать честное и эффективное служение закону и народу и стимулировать достойных сотрудников высокой зарплатой.