ВЫБОРНЫЙ: «ОДКБ делает упор на борьбу с киберугрозами и усиливает защиту общего цифрового инфопространства, уделяя особое внимание центрально-азиатскому региону»

Вернуться

Анатолий Выборный провел заседание Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи ОДКБ по вопросам обороны и безопасности. В рамках обсуждения вопросов повестки рассмотрены и одобрены проекты модельных законов ОДКБ «Об информационной безопасности» и «О противодействии терроризму на объектах топливно-энергетического комплекса».

⚡В заседании приняли участие представители парламентов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан. В каждой из этих стран есть свои законодательные акты по организации собственной нац. системы обеспечения информ. безопасности. Однако, как показали события в Беларуси, инфоугрозы в отношении одной из стран носят трансграничный характер и автоматически становятся угрозой коллективной безопасности на всей территории ОДКБ. В этой связи, необходимость разработки данных модельных законов чрезвычайно актуальна.

В 2020 году при Вашем непосредственном деятельном участии Парламентской Ассамблеей ОДКБ принята Концепция плана действий и инструментария в вопросах противодействия кибервызовам и угрозам, которая предлагает разработку ряда модельных законодательных актов по этой тематике.

Какие модельные акты в развитие этого документа планируется рассмотреть в 2021 году Экспертно-консультативным советом при Совете ПА ОДКБ, или на заседаниях Постоянной комиссии ПА ОДКБ по вопросам обороны и безопасности?

- Развитие цифровых технологий помимо пользы несёт в себе немалые риски, в т.ч. открывает новые возможности совершения преступлений и террористических актов. Прежде всего для тех стран, которые не уделяют должного внимания вопросам защиты цифрового суверенитета. Поэтому на уровне межгосударственного взаимодействия в рамках ОДКБ мы не только развиваем возможности «сквозного обмена» различными данными, но и с опережением выстраиваем защиту от киберугроз.

Тем более, что пандемия лишь ускорила негативные процессы. Эксперты в прошлом году зафиксировали резкий рост числа киберугроз. Количество киберпреступлений в странах ОДКБ в первом полугодии 2020 года выросло в 5 раз и превысило 64 тысячи. За кибератаками стоит криминал и международный терроризм. Поэтому вопрос о выработке единой концепции противостояния этому злу стал наиболее актуальным.

В ноябре 2020 года ПА ОДКБ приняла Концепцию плана действий и инструментария в вопросах противодействия кибервызовам и угрозам. Ее целью является разработка эффективного и современного законодательства в сфере борьбы с киберугрозами на основе общих подходов. Концепция устанавливает целый ряд направлений для работы законодателей, включая т.ч. борьбу с вирусами и противодействие шпионажу.

Концепцией предполагается, в частности, принятие модельных законов «О защите информации и кибербезопасности», «Об информационной безопасности», «О противодействии терроризму на объектах топливно-энергетического комплекса», «Об обеспечении безопасности критически важных объектов информационной инфраструктуры».

А также уже в ближайшее время - ориентировочно в марте - планируются к рассмотрению проект Рекомендаций по криминализации общественно опасных информационных деяний в законодательстве государств-членов ОДКБ и проект Рекомендаций по выработке общих принципов в области создания искусственного интеллекта и робототехники, регулирования интернета, формирования и использования Больших Данных.

Кроме того, в рамках борьбы с киберугрозами на территории ОДКБ ежегодно проводится операция «Прокси», направленная на противодействие кибертерроризму и киберпреступности. Проходят совместные оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, результатом которых стало повышение эффективности и консолидация деятельности профильных подразделений органов безопасности и внутренних дел в информационной сфере.

Председательство в Совете коллективной безопасности ОДКБ в 2021 году перешло к Республике Таджикистан. По словам Начальника Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковника Анатолия Сидорова, "Главную угрозу региональной безопасности представляет усиление позиции в Афганистане филиала международной террористической организации "Исламское государство" - "Вилаят Хорасан" (деятельность запрещена в РФ), численность боевиков которого достигла 4 тыс. человек".

Существует угроза их прорыва в государства Центральной Азии. Какие усилия предпринимает Парламентская Ассамблея ОДКБ, чтобы законодательными или иными методами способствовать минимизации этих угроз?

- Центрально-Азиатский регион, куда входит Республика Таджикистан, занимает особое место в системе коллективной безопасности ОДКБ в связи с тем, что в здесь сохраняется очаг напряженности и наблюдается тенденция к дестабилизации обстановки вследствие роста террористической, экстремистской и иной преступной активности вокруг него.

В целях дальнейшего совершенствования взаимодействия профильных структур государств - членов ОДКБ, принято решение СКБ ОДКБ «О перечне дополнительных мер, направленных на снижение напряженности в таджикско-афганском приграничье». В настоящее время прорабатывается Целевая межгосударственная программа ОДКБ по укреплению участков таджикско-афганской границы.

Разумеется, важнейшими направлениями деятельности профильных структур государств региона остаются контроль негативных процессов в соседнем Афганистане, противодействие терроризму, экстремизму и сепаратизму, в т.ч. в информационной среде.

По уровню кибербезопасности позиции Таджикистана довольно слабые: 7 место из 9 среди стран СНГ и 107 в глобальном рейтинге. Концепцией плана действий и инструментария в вопросах противодействия кибервызовам и угрозам предлагаются некоторые шаги по укреплению кибербезопасности в Таджикистане.

В частности, для улучшения процесса обеспечения информационной безопасности необходимо повысить уровень компьютерного образования в учебных заведениях на всех уровнях и уровень подготовки специалистов и учителей по информационно-коммуникационным технологиям. Высококвалифицированные кадры - это залог кибербезопасности. Также предлагается принять меры по внедрению и развитию механизмов электронной цифровой подписи. Этот институт в современном мире является базовым элементом системы обеспечения кибербезопасности.

Сегодня главным общим вызовом для безопасности стран ОДКБ является деятельность зарубежных государств, а именно подготовка и ведение борьбы в информационном пространстве. Западные страны нарастили свои возможности воздействия на информационную инфраструктуру ОДКБ в военных целях. Совершаются попытки технической разведки в отношении государственных органов, научных организаций и предприятий ОПК.

Кроме того, для дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации на пространстве объединения используются средства информационно-психологического воздействия. Угрозу массовых кибератак увеличивает распространение мобильных сетей пятого поколения и оснащение приборов технологиями для взаимодействия между собой или с внешней средой («интернет вещей»).

Именно поэтому сегодня ОДКБ делает упор на борьбу с киберугрозами и усиливает защиту общего цифрового инфопространства, уделяя особое внимание центрально-азиатскому региону.

Справочно:

В сфере противодействия терроризму и киберпреступности приняты:

Рекомендации по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационно-коммуникационной безопасности (2014 год);

Рекомендации по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия терроризму и экстремизму (2015 год);

Рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения противодействия технологическому терроризму в государствах - членах ОДКБ (2016 год);

Рекомендации по сближению законодательства государств - членов ОДКБ по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам в рамках противодействия терроризму и трансграничной преступности (2017 год);

модельный закон ОДКБ «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму» (2018 год);

Рекомендации по гармонизации национального законодательства государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в части, касающейся признания организаций террористическими (2018 год);