Найди своих депутатов

В рамках Северного форума по устойчивому развитию состоялся круглый стол по проекту «Дети Арктики»

Вернуться

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 27 сентября в режиме видеоконференцсвязи состоялся круглый стол по проекту «Дети Арктики», в котором приняли участие ведущие эксперты и представители общественных объединений, образования и науки из Якутии, субъектов России и зарубежных стран.

Модератором мероприятия выступил заместитель министра по внешним связям и делам народов РС (Я) Владимир Спиридонов.

С основной информацией выступила председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева - одна из инициаторов федеральной подпрограммы «Дети Арктики», который находится на стадии согласования в качестве составляющей государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года».

Народный депутат ознакомила участников круглого стола с актуальными инициативами республики в сфере образования, имеющими государственную поддержку и широкий общественный резонанс.

Она напомнила, что Президентом РФ в 2017 году был подписан Указ об объявлении в России Десятилетия детства. Одной из основных задач была объявлена защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающим в экстремальных условиях Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Парламентарий отметила, что повышение качества и доступности образования определено целью Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Среди задач, стоящих перед сферой образования, Феодосия Габышева выделила: модернизацию образовательных учреждений, реализацию программы привлечения специалистов в арктические образовательные учреждения, реализацию программ организации летнего отдыха детей.

Она подчеркнула, что в настоящее время в Якутии реализуется различные проекты, часть из которых имеют межрегиональный и международный статус.

Народный депутат рассказала о проекте Международной Арктической школы, которая рассматривается как уникальная перспектива для построения новой парадигмы арктического образования на основе международных подходов к содержанию и результатам образования и воспитания, обеспечивающих конкурентоспособность детей на международном уровне.

По ее словам, еще одной федеральной и республиканской экспериментальной площадкой, ресурсным центром по арктическому образованию может стать школа-интернат в поселке Кюсюр Булунского района, где построена новая школа с интернатом на 50 мест, что дает возможность принимать детей из разных наслегов района.

Парламентарий сообщила, что создание проекта «Учитель Арктики» продиктовано проблемой нехватки педагогических кадров. Она напомнила, что этот проект стартовал еще в 2010 году. Она отметила, что республика выступает с инициативой о создании на федеральном уровне специального проекта, аналогичного программе «Земский учитель».

Феодосия Васильевна рассказала о том, что среди педагогов республики также востребована программа по обеспечению жильем педагогических работников сельских школ арктических районов, по которой педагоги, проработавшие 5 лет, получают социальную выплату в размере 50% от расчетной стоимости типовой однокомнатной благоустроенной квартиры за счет республиканского бюджета.

На сегодняшний день также предлагается проект «Цифровая школа Арктики» на основе успешно реализованных образовательных проектов, в том числе направленных на изучение языков и литературы коренных народов.

«Особую гордость представляет проект «Кочевая школа», цель которой исходит из тезиса «приблизить школу к ребенку, а не ребенка к школе». Реализация этого проекта позволила нам достичь достаточно успешных результатов. Впервые в РФ принята концепция реализации системы общинных кочевых образовательных организаций, созданы научные модели кочевых школ, представляющие дошкольное, начальное, основное образование детей, родители которых ведут кочевой образ жизни. Разработана республиканская нормативная правовая база с повышенным нормативом финансирования. Созданы научно-методические образовательные ресурсы, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей в рамках федерального госстандарта образования. В профессиональных образовательных организациях внедрена система подготовки педагогов для кочевых школ - многопрофильных преподавателей, учителей», - отметила Феодосия Габышева.

Она добавила, что проект «Кочевая школа» поддержан структурами ЮНЕСКО и ООН, рекомендован как лучшая практика для государств, в которых проживают кочевые народы. Экспертами иностранных государств признана универсальность модели кочевых школ.

Председатель профильного комитета также рассказал о проекте по организации летнего отдыха детей Арктики. Она отметила, что это достаточно сложная проблема в связи с недофинансированием инфраструктуры детских лагерей и высокой стоимостью проездных расходов детей до курортов центральных регионов страны. Народный депутат подчеркнула необходимость федерального субсидирования данного направления.

Парламентарий рассказала о проекте об опорном центре дополнительного образования детей и молодежи - проекте, который стартует в 2021 году. По проекту подобные центры должны быть созданы в каждом арктическом муниципальном образовании.

В качестве еще одной республиканской инициативы она назвала проект инновационного развития дошкольного образования РС (Я), который работал в 2010-2012 годах. По итогам данного проекта удалось внести значительные изменения в санитарные нормы и правила, в требования к инфраструктуре детских садов, к оценке качества образования.

Председатель постоянного комитета парламента Якутии по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева озвучила два предложения: продолжить и расширить проект «Дети Арктики» с включением в данную структуру общего и среднего образования, принять подпрограмму «Дети Арктики» в составе госпрограммы «Социально-экономическое развитие АЗРФ до 2035 года».

Далее выступила председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева. Она подчеркнула, что проект «Дети Арктики» очень важен для жителей арктических районов.

Народный депутат отметила, что на сегодняшний день можно видеть, как активно строятся новые современные школы в арктических районах Якутии.

Она рассказала о принятой Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны РС (Я), которая дает возможность смело говорить об изменениях, запланированных в данном документе.

Парламентарий сказала, что в проекте «Дети Арктики» в последующих годах нужно добавить раздел по улучшению здоровья детей и профилактике, так как на сегодняшний день существуют определенные трудности в связи с нехваткой финансовых ресурсов. Она подчеркнула необходимость уделения серьезного внимания качеству питания, а также качеству доставляемых социально-значимых продуктов в Арктику. Народный депутат также заострила внимание на проблеме организации летнего труда детей.

В ходе круглого стола в качестве спикеров выступили профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление»​ Финансового университета при правительстве РФ Александр Гладышев, заместитель генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике Иван Ефимов, учитель английского языка, зав. кафедрой методики обучения иностранным языкам, МОБУ «Якутская городская национальная гимназия имени А. Г. и Н. К. Чиряевых» Дора Егорова, директор Таймырского колледжа Вера Черкасова, и.о. заместителя исполнительного директора Северного Форума Дарьяна Максимова, президент Университета Арктики Ларс Куллеруд, представители Университета Макгилла Канады Марианна Стейнбек и Эмили Хопп, партнер компании «Кессерван-Арто» Карина Кессерван.

Также выступили профессор, доктор социологических наук, руководитель Центра циркумполярной цивилизации Арктического государственного института культуры и искусств, Почетный полярник РФ Ульяна Винокурова, заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) Михаил Погодаев, руководитель центра кочевого образования ФГБНУ «Институт национальных школ», эксперт по международным проектам Наталья Ситникова.

Пресс-служба Ил Тумэна