Найди своих депутатов

КОНКУРС ПЕДАГОГОВ ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТАЛ КОМАНДНЫМ

Вернуться

Как все начиналось

В далеком 1990 году конкурс «Учитель года Москвы» стал одним из этапов Всесоюзного состязания. В первом состязании приняли участие 99 педагогов столицы, из которых жюри отобрало 6 финалистов. Они должны были провести открытый урок в одной из московских школ, получив тему за два часа до начала. После распада СССР конкурс стал всероссийским и его начали проводить ежегодно.

Недалекое прошлое

С 2012 года московский этап конкурса начал называться «Педагог года Москвы». Был создан единый информационный портал, с помощью которого проводился заочный этап. Основным его испытанием стало написание эссе. Было представлено 9 номинаций. В номинациях «Учитель года Москвы» и «Воспитатель года Москвы» нужно было также подготовить презентацию о себе. Впервые в истории конкурса помимо профессиональной экспертизы проводилось народное голосование, в котором приняли участие более 341 тысячи человек.

В 2013 году в московском конкурсе было уже 10 номинаций. Из 1200 участников в финал вышли 32 педагога, среди них учителя школ, воспитатели детских садов, педагоги-психологи, а также педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями.

В 2016 года в состязание добавилась ещё одна конкурсная номинация: «Самый классный классный». На начальном этапе в конкурсе зарегистрировались 9 тысяч участников, в финал вышли 30 человек, из которых были выбраны 9 лауреатов. Финальным испытанием стал конкурс «Разговор с министром» - актуальный диалог с главой московского Департамента образования Исааком Калиной о целях, задачах и возможностях столичного образования.

Отбор через метапредметность

В 2017 года первым этапом состязания стала метапредметная олимпиада «Московский учитель», в которой участвовало более 10 тысяч педагогов. Её победители - 120 человек - продолжили состязание, куда, помимо презентации и эссе, был включен конкурс «Просто о сложном». 10 лауреатов были награждены подарками и образовательной поездкой за рубеж.

На следующий год конкурс снова начался с метапредметной олимпиады «Московский учитель» - в ней приняли участие уже 11 тысяч педагогов. В финал вышли 30 из них - на третьем этапе конкурса они представляли авторские мастер-классы, создавали образовательный проект и участвовали в педсоветах по актуальным темам. А также по традиции общались за круглым столом с главой московского Департамента образования. Лауреатами стали 11 человек.
В прошлом году правила проведения состязаний снова поменялись: финалистам конкурса сначала предстояло дать пресс-конференцию и ответить на вопросы родителей, учёных и журналистов, а также детского жюри и предпринимателей. Затем их разделили на команды, в составе которых они должны были разработать концепцию образовательного проекта. А потом участникам предстояло провести урок с фокус-группой. Таких групп было несколько, в них вошли обычные московские школьники разных возрастов. Кроме того, участникам нужно было представить концепцию своего занятия коллегам и провести мастер-класс. Помимо «Разговора с министром» финалистам нужно было провести также «Разговор со школьниками».

От индивидуального соревнования к командному

В 2020 году московский конкурс впервые в России проходит в новом формате: не индивидуальном, как раньше, а командном. Школам предложили сформировать команды из пяти человек, в состав которых вошли педагоги, зарекомендовавшие себя на профессиональных олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях.

В соревнование включились 69 команд из 69 московских школ. В их составе учителя, воспитатели, психологи, дефектологи, педагоги дополнительного образования.

Дистанционный этап включал в себя командное тестирование, создание межпредметного урока в Московской электронной школе и видеоролик на тему «Если наша команда станет победителем конкурса, то…».

В полуфинал прошли 26 команд, которые ответили на вопросы индивидуального тестирования, разработали социально значимый для Москвы образовательный проект и стали участниками блицтурнира «Решаем трудные задачи».

И вот стали известны номера девяти школ, ставшие финалистами командного конкурса. В начале апреля они продолжат соревнование за звание «Учителей года Москвы - 2020».

- Основная задача конкурса 2020 года - формирование педагогических команд школ как основы для развития системы образования столицы.
В юбилейный год проведения конкурса члены Межпредметной ассоциации столичных учителей, посмотрев на то, каким образом проходят московские Съезды учителей, как меняется взаимодействие педагогов в столичной школе, впервые в России решили провести эксперимент. И организовать конкурс в командном формате. Командная работа - это один из навыков ХХI века. Призеры и победители далеко не простых учительских олимпиад высоко компетентны в своих предметных дисциплинах, а судя по результатам метапредметной олимпиады «Московский учитель» и акции «Пять на пять», и не только в своих. Поэтому в конкурсе этого года особое внимание жюри будет приковано к демонстрации членами школьных команд надпредметных способностей современного педагога современной московской школы.

- Ведь прежде чем чему-то обучать современных детей, учителям необходимо самим стать сильной командой: научится слушать и слышать друг друга, демонстрировать навыки эффективной коммуникации, а также такое востребованное умение как придумывать и проектировать новое, создавать совместные социально значимые для Москвы проекты, уметь определять свое личностное и профессиональное будущее, помогать друг другу в поиске интересных, результативных и полезных методов обучения наших юных москвичей, - отметил первый заместитель руководителя Городского методического центра Андрей Лукутин. - На заключительном этапе в апреле участникам предстоит провести мастер-классы с фокус-группой, представить и защитить разработанные социально значимые для Москвы образовательные проекты. Сразу после окончания итоговых соревнований определится лучшая команда или команды учителей школ столицы.