Найди своих депутатов

Главное – быть верным своему призванию

Вернуться

Директор Аксайской СОШ № 2 с углубленным изучением английского языка и математики Ирина Дмитриевна Колыбельникова в профессии уже более 30 лет, а в этом году ровно десять лет, как она руководит одной из лидирующих школ района. В школе стремительно совершенствуется образовательный процесс, ее выпускники становятся успешными студентами престижных ВУЗов Российской Федерации и Ростовской области, а преподаватели, постигая эффективные приемы и методы обучения, делятся опытом с коллегами района и области.

- Расскажите, что подвигло вас стать педагогом и почему ваш выбор остановился на истории?

- Эту ответственную и вместе с тем очень интересную профессию выбрала благодаря своим школьным учителям, особенно большое влияние оказала моя первая учительница Валентина Тимофеевна Чумак. Сколько любви и добра дарила она нам, делая нашу школьную жизнь по-настоящему интересной, насыщенной, яркой.

Вместе со своей классной мамой мы посещали музеи, театры, вместе отмечали праздники. И даже теперь, спустя столько лет, традиционно на день рождения своей первой учительницы, на День учителя и 8 марта вместе с одноклассниками собираемся у Валентины Тимофеевны и, как в старые добрые времена, общаемся дружным коллективом. Она была примером для нас, идеалом, к которому хотелось стремиться, человеком, полностью преданным своему делу.

Выходя за рамки программы, Валентина Тимофеевна учила нас самому главному - быть человеком и гражданином, ценить дружбу, любить свою Родину, видеть и понимать, что происходит вокруг нас и почему это происходит. Еще в те годы я решила для себя, что посвящу свою жизнь детям, чтобы воспитывать разносторонне развитых личностей. Именно на такой результат направлены сейчас и новые государственные стандарты.

После окончания школы сомнений с выбором не возникло, и я поступила в Ростовский государственный университет на исторический факультет. Поступила на этот факультет тоже не случайно, здесь не обошлось без влияния моих любимых учителей. Всегда интересовалась прошлым нашего государства и других стран, как раньше жили люди, и почему происходили те или иные события. А Валентина Ивановна Гашиненкова и Яков Андреевич Ксенз так увлекательно преподавали этот предмет.

Кроме того, в школе был организован очень интересный исторический кружок, где мы занимались краеведением, собирали материал об истории совхоза «Реконструктор», о его людях. Можно сказать, по большей части мою будущую судьбу предопределила моя родная школа. И вернулась я в нее сразу после окончания университета, только уже в качестве педагога.

Так вышло, что мне сразу предложили занять должность заместителя директора по воспитательной работе. Моим наставником стала директор школы Лидия Николаевна Кузнецова. Именно ей я обязана своим становлением как администратор. Лидия Николаевна помогала мне постигать азы организации и работы с коллективом, видеть все тонкости педагогической и административной работы. Было довольно сложно начинать работать в коллективе, где я совсем недавно была ученицей, но все вопросы решались дружно и слаженно, а те, кто меня учил, теперь делились опытом. В Реконструкторской школе я приобрела бесценный опыт, который помогает мне в нынешней работе.

- А теперь вы руководите не просто школой, а единственным в районе столь масштабным методическим ресурсным центром, которым также является СОШ № 2?

- Динамично модернизировать образовательный процесс в школе и организовывать обмен опытом с другими образовательными учреждениями удается, в первую очередь, благодаря нашим учителям - замечательным специалистам и новаторам в области образования. Очень ценю своих коллег и считаю, что мне повезло с коллективом, как никому другому. Вместе с педагогами мы стремимся к общей цели - сделать образование наиболее эффективным, а пребывание ребят в школе максимально комфортным и интересным.

Особенностью профильного обучения в нашей школе является то, что обучение 10 и 11 классов организовано на основе индивидуального учебного плана, то есть учащийся сам выбирает уровень изучения предметов - базовый, профильный или углубленный, формируя тем самым свой индивидуальный учебный план в рамках 37 учебных часов в неделю. Ребятам предложено на выбор несколько профилей: социально-экономический, физико-математический, химико - биологический и гуманитарный.

Выбор учащихся зависит от их планов на будущее, от того, куда они собираются поступать после окончания школы. Такая система повышает мотивацию учащихся. Ведь изучая выбранные дисциплины на повышенном уровне, школьники более качественно готовятся к ЕГЭ, что подтверждается результатами единого государственного экзамена. Приходя в десятый класс, ребенок может выбрать нужный профиль, не переходя при этом в другой класс, не меняя привычный для него коллектив. Таким образом, внутри класса образуются группы - кто-то изучает углубленно экономику и право, кто-то физику и математику, кто-то химию и биологию.

Новые стандарты предполагают переход от традиционной системы к развивающей. Такой переход и активная реформация образования не вызвали больших трудностей в нашей школе, потому что долгое время школа работала в системе Б. Эльконина, В. Давыдова, которая теперь положена в основу новых ФГОС. Суть нового подхода к образованию в том, что ребенок сам должен получать знания через личный опыт, а задача учителей научить ребенка находить информацию и анализировать ее, а не давать знания в готовом виде. Благодаря системе Б. Эльконина - В. Давыдова такой подход к обучению большинству педагогов уже знаком.

Что касается ресурсного центра, он является аккумулятором и транслятором идей, которые могут предложить педагоги района. Благодаря его работе мы очень многое почерпнули у коллег из образовательных учреждений Аксайского района и других районов области. Без этого обмена не может быть успешной работы и дальнейшего развития. Если замыкаться в себе, не увидишь всего многообразия форм инновационной деятельности, а сегодня это очень важно, нельзя стоять на месте, нужно двигаться вперед, только тогда можно обеспечить высокий уровень качества образования школьников, стать конкурентным на рынке образовательных услуг.

Большое внимание в нашей школе уделяется молодым специалистам. Радует, что в последние годы все больше молодых педагогов приходят работать в школу. В Аксайской СОШ № 2 функционирует «Школа молодого учителя», в рамках которой разработана система наставничества - за каждым молодым учителем закреплен профессионал. Для молодых специалистов проводятся семинары, организовано посещение уроков более опытных коллег. Благодаря такой системе молодые учителя легко вливаются в образовательный процесс, осваивают секреты педагогического мастерства.

- Какие дальнейшие перспективы развития вы видите в будущем, какие цели ставите перед собой?

- Те преобразования, которые происходят в школе, продиктованы временем, в последние годы жизнь стремительно меняется, а задача школы - воспитать личность, которая сможет без труда найти свое место в обществе, раскрыть потенциал каждого ребенка. Поэтому большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся. Ребенок получает возможность попробовать себя во всех сферах, раскрыть свой потенциал по максимуму и в итоге найти себя, выбрать то, что ему ближе.

И сейчас наша работа направлена на то, чтобы в итоге выйти на школу полного дня, то есть первую половину дня ребенка будут занимать уроки, а вторая будет посвящена внеурочной, творческой деятельности. Налаживая более тесную связь с системой дополнительного образования, с Центром творчества детей и молодежи, со школой искусств, спортивными школами г. Аксая, мы стремимся создать общий кластер дополнительного образования.

В перспективе, на мой взгляд, школа будет постепенно уходить от домашних заданий, стремиться к тому, чтобы распорядок дня ученика был спланирован гармонично - в школе учащиеся будут получать знания, учиться новому, раскрывать свой творческий потенциал, а вечером, вернувшись домой, свое личное время посвящать общению с семьей, досугу, и уже не думать о том, что нужно сделать что-то еще для школы. В перспективе электронные учебники заменят бумажные учебники, что избавит детей от необходимости носить тяжелые портфели.

Организовать учебный процесс наиболее эффективным и интересным, а жизнь детей насыщенной и яркой - это то, к чему мы стремимся с педагогами. И, несмотря на возникающие трудности, мы будем идти к этой цели, главное - быть верным своему призванию, тогда обязательно все получится.

Ирина Лукашева.