Найди своих депутатов

Образ предпринимателя

Вернуться

23 мая депутат Законодательного Собрания Ростовской области Виктор Халын принял участие в работе круглого стола «Образ предпринимателя и наставничество: почему своему делу может научить только предприниматель?»

В заседании приняли участие заместитель главы администрации Ростова по экономике Светлана Камбулова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова, исполняющая обязанности директора Департамента экономики Ростова Полина Коростиева, управляющий Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов «ОПОРЫ РОССИИ» в Ростовской области Михаил Гащук, более сорока руководителей малого и среднего бизнеса, слушатели и наставники бизнес-акселератора для субъектов малого и среднего предпринимательства Ростова.

-- Очень правильное решение приняли организаторы - провести работу в неформальной обстановке и в режиме «открытого микрофона». И аудитория, и тем, и вопросы, которые обсуждались абсолютно не укладывались в «официальную повестку», в то, что принято называть «официоз». Как сегодня воспринимается предприниматель? Какой образ предпринимателя стоит тиражировать? Как это делать? Кого привлекать к наставничеству? Что хорошо или плохо в наставничестве? Все это темы для живого обмена мнениями, а не для «протокольного доклада», -- поделился своими впечатлениями Виктор Халын.

Интересный факт: согласно данным опроса, который проводил аналитический центр «Эксперт-Юг» среди ведущих вузов Юга России, нынешние студенты смотрят на предпринимательство с оптимизмом. 55% готовы начать свое дело уже завтра. 75% уверены, что в будущем рано или поздно станут работать «на себя, а не дядю». И это, по мнению депутата, внушает осторожный оптимизм:

-- Понятно, что здесь говорят в большей степени юношеский задор и максимализм. Не вызывает сомнения, что, столкнувшись с первыми реальными трудностями, большинство из «готовых» тут же передумает. Так было всегда, везде и во все времена. Но, очень важно, что бизнес, перспектива заниматься своим делом и зависеть только от самого себя, молодежь не пугает.

При этом все выступавшие отмечали: какие бы цели не ставил национальный проект по развитию малого бизнеса и индивидуальной инициативы, с тиражированием предпринимательского опыта, историй успеха и успешных людей в информационном пространстве существует вакуум. Особенно заметный на фоне новостных лент, где предприниматели чаще всего упоминаются под заголовками «арестовали, захватили» и прочий «ужас-ужас-ужас».

Не менее любопытна и разница в восприятии фигуры предпринимательства и предпринимателя у молодежи и состоявшихся бизнесменов. Для молодых, ориентирующихся на кинопродукцию и рассказы из серии «вот были люди в наше время», бизнес - это прежде всего риск, смелость богатство. Для предпринимателей - ответственность и тяжелый труд.

-- В ходе дискуссии высказывали самые разные мнения, и каждое имело под собой весомые основания. А это говорит только об одном - нужен комплексный подход. Необходимо вводить уроки предпринимательства - факультативно, для желающих - в программу средней школы. Необходимо и дальше развивать бизнес-инкубаторы. Надо совершенствовать механизмы поддержки стартапов, активнее информировать предпринимательское сообщество, особенно начинающих предпринимателей о существующих мерах государственной, муниципальной, иной поддержки. Их действительно много, вот только знают о них, могу сказать по опыту общения, далеко не все. Очень важно, чтобы рядом с молодыми действительно находились опытные наставники, способные с одной стороны, не погасить в них искру, с другой подготовить к тому, что риска в предпринимательстве гораздо меньше, чем рутины и ответственности. И не менее важно, чтобы молодые люди понимали: одной идеи, даже блестящей, недостаточно для того, чтобы начать свое дело и привести его к успеху. Прежде чем начинать, надо хорошо изучить действующее законодательство, налоговый и гражданский кодекс. И надо быть готовым постоянно учиться - новым технологиям, новым решениям, уметь анализировать возможности и четко оценивать свои силы. Модель «нашел ящик водки, водку продал, деньги пропил» уже давно не работает. Даже продать без высоких технологий и знания рынка сегодня уже практически невозможно.