Найди своих депутатов

Андрей Макаров: средства, выделяемые на национальные проекты, должны расходоваться эффективно и в срок

Вернуться

Говоря о рассматриваемых поправках, он подчеркнул социальную направленность законопроекта и отметил, что это точечные изменения, настройка системы в ходе исполнения бюджета. «Все 23 комитета, которые должны были дать заключение, поддержали его принятие в первом чтении», - сообщил Макаров.

Вместе с тем, весенние корректировки в бюджет - это повод поговорить о той работе, которая предстоит депутатам осенью, отметил он. «Это год - год начала старта национальных проектов, достижения национальных целей. Как эта тема решается? Я напомню, что Госдума начала этот разговор, когда мы приняли специальное постановление, обратившись к Председателю Правительства. В данном случае первое, на чем бы хотелось остановиться - мы были услышаны. И ситуация кардинально поменялась. Если мы сегодня посмотрим - да, все лимиты доведены, то есть деньги есть, их можно тратить», - сказал Макаров.

Далее он перешел к проблеме фактического исполнения. «Если мы берем с вами федеральные проекты, то мы видим, что здесь исполнение почти 30% за пять месяцев, неплохой результат, нормальный, он соответствует исполнению других вопросов бюджета. То есть все ровно. А если мы посмотрим региональную составляющую, ту самую, которая составляет межбюджетные трансферты по регионам, то здесь исполнение 12% за пять месяцев. Почему? Если все деньги выделены, все лимиты доведены, что происходит? Дело в том, что контракты под эти деньги не заключаются. Все стоит, все чего-то ждут. Только на федеральном уровне работа выполнена, а в регионах эта работа не идет. Депутаты подходят, спрашивают - как же так, мы бились за то, чтобы построить школу, больницу, а сейчас выясняется в регионе, что, оказывается, по этому объекту нет документации. То есть вдруг неожиданно выясняется: то, что ждали люди, то, за что бились депутаты по включению этих объектов, просто элементарно не было обеспечено документацией», - констатировал парламентарий.

В 2016 году объем незавершенного строительства составил 2 трлн 186 млрд рублей, в 2017 году - 2 трлн 483 млрд. «Растет число незавершенных объектов: их было 11 968, теперь уже 12072, и за 2018 год оно выросло еще больше, мы просто не имеем пока точную цифру. А главное, что когда мы видим с вами цифры, которые идут в бюджете, у нас все время растет число объектов со звездочкой - будет представлена документация позже. Но документация не предоставляется. Каким образом объекты без документации оказываются в бюджете? Почему средства, которые могли бы пойти туда, где документация есть, все равно ставятся на то, где документации нет, и когда она появится, никто не знает. Объем ограничений у нас с вами по 2016 году был 69 млрд, в 2017 году - 81,5 млрд, а в 2018 году уже 133,2. Мы все время об этом говорим, что надо прекращать и все равно идет», - обратился он к главе Минфина Антону Силуанову.

«Но если мы посмотрим, что произошло уже с учетом изменений бюджета, когда 1 апреля прошло и эти деньги должны уйти на другие цели - у нас и сейчас в бюджете остается более 63 млрд со звездочками. Правительство продолжает ждать, что все-таки документация появится. Деньги лежат мертвым грузом. С одной стороны, нет контрактов, с другой - нет документации, а деньги по-прежнему лежат и не используются, - заявил Макаров. - Мы упростили процедуры 44-го ФЗ, но при этой ситуации, к сожалению, это не работает».

«Хотел бы обратить внимание на те вопросы, которые мы обсуждали здесь, о них говорил и Председатель Правительства, и министр финансов, мы их поднимали в Санкт-Петербурге на Совете законодателей. Необходимо распределить, наконец, все субсидии, причем не только на три года, а чтобы соглашения заключались на весь срок действия национальных проектов. Чтобы регионы могли планировать эти деньги. Но даже из субсидий на 2020-21 гг. у нас 45 субсидий остаются нераспределенными. Это составляет более 40% всех субсидий. Почему? Ведь решения все были приняты. В данном случае можно сказать только одно: министерствам и ведомствам выгодно держать регионы «на коротком поводке». Это делается потому, что так главным распорядителям бюджетных средств удобнее», - считает Макаров.

Глава комитета напомнил о договоренности с Минфином об уходе от иных межбюджетных трансфертов. О том, что они должны быть прозрачными, распределяться законом о бюджете и доводиться до регионов сразу с момента принятия бюджета. «Но если мы посмотрим, что происходит сейчас, количество иных межбюджетных трансфертов не сокращается, а наоборот, увеличивается. Таким образом, прозрачность распределения этих средств уменьшается. Еще раз хотел бы обратить внимание на то, что надо сделать: мы будем входить в трехлетний бюджет, давайте договоримся, что соглашения в следующем бюджетном цикле должны заключаться на весь срок национальных проектов, и в этих соглашениях должен быть зафиксирован уровень софинансирования. И когда идет закон о бюджете, все эти цифры должны быть на столе у депутатов», - заявил он.

«Я не случайно говорю об иных межбюджетных трансфертах. Например, федеральный проект «Дорожная сеть». 111 млрд. Сколько денег на сегодняшний день ушло? 1,8%. Когда будем строить? Опять зароем асфальт в снег? Я могу привести и другие примеры, там, где финансирование вообще не начиналось. «Международная кооперация и экспорт». Тема важнейшая. За пять месяцев этого года исполнение ноль. Оснащение оборудованием региональных сердечно-сосудистых центров и первичных сосудистых отделений. Более 11 млрд рублей. Хорошие деньги. Исполнение 1,1%. Даже эти средние 12% - это не тот показатель, который может отражать успех. Надо смотреть, почему. И я готов согласиться со Счетной палатой. У нас с вами деньги не расходуются, не работают, а мы продолжаем добавлять средства тем, кто их не может эффективно истратить», - констатировал Макаров.

По его словам, основная проблема состоит в имеющемся механизме госпрограмм. «Мы каждый год выделяем деньги, добавляем - показатели госпрограмм не меняются. Нам каждый раз говорят, что сделают это к следующему бюджету, но воз и ныне там. Мы погрузили национальные проекты в государственные программы. Я не уверен, что можно менять механизм. Но если государственные программы, а я подчеркиваю, это не проблема денег, это проблема деятельности федеральных министерств и ведомств - ГРБСов, эффективности их деятельности, если этот механизм продолжит действовать так, на самом деле у нас будут большие проблемы с реализацией национальных проектов», - предупредил он.

«А в первом чтении комитет по бюджету предлагает поддержать законопроект и продолжить работу над ним во втором чтении», - заключил Макаров.