Найди своих депутатов

В Воронежской области обсудили создание системы закрепления и поддержки молодых специалистов на селе

Вернуться

Мероприятие, которое прошло в Острогожске, провели председатель Комитета по аграрной политике Николай Гапоненко и председатель Комитета по образованию, науке и молодежной политике Евгений Чертов. В обсуждении вопросов приняли участие депутаты Игорь Алименко, Николай Воронин, Артём Зубков, Александр Князев, Василий Остроушко, Сергей Пинкевич и Сергей Трибунский. Также на парламентские слушания были приглашены руководители исполнительных органов власти Воронежской области, муниципальных образований региона, представители общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, представители предпринимательского сообщества.

Открывая парламентские слушания, Николай Гапоненко отметил, что предложение Комитета по аграрной политике обсудить совместно с Комитетом по образованию, науке и молодежной политике вопросы перспективного развития АПК и сельских территорий области с точки зрения задач кадровой политики региона вызвало большую заинтересованность бизнеса, власти и образования.

- Сегодня в регионе доступны мировые технологии и техника, ощутимо выросла господдержка отраслей агропромышленного комплекса в виде федеральных и областных субсидий перспективным хозяйствам. Но еще один фактор развития АПК - кадры, вызывает тревогу. На текущий момент по сравнению с советским периодом явно проигрывает профориентация, дополнительное образование рабочим профессиям в школах, обучение в сельскохозяйственных учебных заведениях, закрепление на селе молодых специалистов. А комплексной программы решения этого важного вопроса в современных условиях у нас на сегодня нет, хотя вопрос о молодых кадрах в сельском хозяйстве давно назрел, - сказал Николай Гапоненко.

Сегодня, подчеркнул он, в сельхозпроизводстве чувствуется острая нехватка агрономов, инженеров, ветврачей, специалистов массовых профессий, механизаторов, сварщиков, водителей, а при расширении сельхозпроизводства это становится главным тормозящим фактором развития.

- И решить эту задачу мы можем только совместно, объединив усилия бизнеса, школ, средних и высших учебных сельскохозяйственных учебных заведений при поддержке органов власти в области и районах, - резюмировал Николай Гапоненко.

Первый заместитель руководителя департамента аграрной политики Воронежской области Александр Бочаров рассказал, что в настоящее время в области насчитывается достаточное количество учреждений, занимающихся подготовкой специалистов для сельскохозяйственного производства, которые ежегодно выпускают более 8000 человек с высшим и средним специальным образованием.

Однако существует ряд причин, не способствующих притоку в аграрный сектор молодых специалистов: это и отсутствие целевого распределения выпускников и подъемных финансовых средств, невысокая оплата труда, социально-бытовые условия жизни на селе, а также практическая подготовка выпускников учебных заведений, не всегда отвечающая требованиям сегодняшнего развития агропромышленного комплекса.

В 2018 году лишь чуть больше половины молодых специалистов, получивших высшее профессиональное образование, трудоустроилось и осталось работать в сельскохозяйственных организациях. А уровень трудоустройства молодых специалистов, окончивших профессиональные образовательные организации региона, составляет около 24% по данным 2018 года.

Помимо улучшения социально-бытовых условий на селе в департаменте считают важным в воспитании ориентированной на сельский труд молодежи сделать шаги по совместному созданию студенческих корпоративных учебных центров в местах консолидации крупных компаний агропромышленного комплекса с обязательным распределением в них обучающихся на период прохождения производственных практик. Тем самым будет решаться проблема практической подготовки в соответствии с современными требованиями.

- Считаем целесообразным рассмотреть возможные механизмы государственной поддержки агропромышленных предприятий, принимающих обучающихся программ в агропромышленной сфере области среднего профессионального и высшего образования на производственные практики, а также молодых специалистов, трудоустроившихся после освоения образовательных программ, - сказал Александр Бочаров.

О подготовке кадров для АПК в профессиональных образовательных организациях региона рассказала первый замруководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Галина Иванова. Она информировала участников слушаний, что из 52 профессиональных образовательных организаций региона 29 располагаются в муниципальных районах Воронежской области (из них 10 в сельской местности), в которых обучается более 25 тысяч человек. В Воронежской области 18 профессиональных образовательных организаций осуществляют подготовку кадров для агропромышленного комплекса АПК по укрупненным группам специальностей - сельское, лесное и рыбное хозяйство, а также ветеринария и зоотехния. Студенты получают такие специальности и профессии, как тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, агрономия, механизация сельского хозяйства, электрификация и автоматизация сельского хозяйства, ветеринария, зоотехния и др.

Всего по данным направлениям на сегодняшний день обучается около 4 000 человек, а ежегодный прием составляет не менее 1200 человек.

С 2020 года в рамках деятельности создаваемого в регионе центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) будут апробироваться и внедряться короткие программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (срок обучения не более 6 месяцев) по востребованным в отрасли компетенциям. Это позволит оперативно реагировать на запросы современного рынка труда, а также удовлетворять заказ конкретного работодателя на профессиональные кадры.

Современное профессиональное образование в первую очередь ориентировано на трудоустройство выпускника, что невозможно без тесного взаимодействия с местными предприятиями-работодателями. В связи с этим в регионе развиваются практико-ориентированные (так называемые «дуальные») модели образования, рассчитанные на закрепление молодежи на рабочих местах уже с момента прохождения учебной и производственной практик.

Галина Иванова также рассказала, что в целях подготовки для АПК кадров, востребованных современным рынком труда, между образовательными организациями и с/х предприятиями региона активно развивается социальное партнерство. Оно включает сотрудничество в части организации производственной практики студентов и стажировок преподавателей и студентов на базе предприятий-партнеров, проведение экскурсий и выездных практических занятий в рамках практико-ориентированного обучения, обязательное участие работодателей в итоговой государственной аттестации студентов, участие предприятий-партнеров в расширении и укреплении материально-технической учебно-производственной базы образовательных организаций, а также ряд других мероприятий.

В департаменте считают необходимым различным профессиональным союзам и объединениям активнее включаться в подобные проекты, отзываться на предложения профессиональных образовательных организаций о совместной подготовке кадров для отрасли.

По словам первого замруководителя департамента образования, науки и молодежной политики региона актуальной проблемой сегодня остается в большинстве колледжей и техникумов устаревшая материально-техническая база в части учебно-производственного оборудования, отвечающего современным требованиям.

- И здесь только силами образовательных организаций и департамента не справиться. Предприятия-партнеры должны стать соучастниками и этой стороны процесса подготовки квалифицированных кадров в части спонсорской целевой помощи, - отметила Галина Иванова.

Затем с докладами о взаимодействие власти, бизнеса, школ, профессиональных учебных заведений по вопросам закрепления молодежи на селе, профориентации, улучшения учебной подготовки студентов для работы на сельскохозяйственных предприятиях и их гарантированного трудоустройства выступили руководители ряда образовательных учреждений региона.

В ходе дальнейшей дискуссии участники парламентских слушаний отметили, что проблема дефицита молодых кадров, особенно таких востребованных специалистов, как агрономы, ветеринары и инженеры тесно связана с мнением населения о низкой престижности труда в сельском хозяйстве, отсутствием должной профориентации в школах, недостаточным развитием инфраструктуры в сельской местности.

Существует и еще ряд причин, не способствующих притоку в аграрный сектор молодых специалистов: это и отсутствие целевого распределения выпускников и подъемных финансовых средств, а также практическая подготовка выпускников учебных заведений, не всегда отвечающая требованиям сегодняшнего развития агропромышленного комплекса.

По результатам парламентских слушаний участники рекомендовали Воронежской областной Думе совместно с исполнительными органами государственной власти региона подготовить и принять нормативные правовые акты по комплексному развитию сельских территорий и закреплению молодежи на селе. В них необходимо предусмотреть бюджетное финансирование грантов для школ по результатам профориентации и поступление в учебные заведения, относящиеся к сфере АПК, грантов для средних аграрных учебных заведений и востребованных в бизнесе факультетов высших учебных заведений. Отдельных строк в бюджете требуют также финансирование регионального заказа на обучение наиболее востребованным сельскохозяйственным профессиям, внедрение государственных льгот при поступлении в вузы по целевому региональному набору, льгот на строительство и приобретение жилья для молодых специалистов.

Правительству Воронежской области участники слушаний рекомендовали создать при департаменте по аграрной политике общественный совет по взаимодействию власти, бизнеса, школ, средних и высших аграрных учебных заведений с целью профориентации, обучения и закрепление молодежи на селе. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность внедрения механизмов областной поддержки агропромышленных предприятий, взаимодействующих с образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования региона.

В свою очередь департаменту аграрной политики Воронежской области рекомендовано разработать механизм стимулирования организаций АПК, обеспечивающих выездные занятия и прохождение практик, а также меры поддержки и продвижения регионального этапа конкурса «Начинающий фермер» как ведущего аграрного профориентационного мероприятия региона. Региональный департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области получил рекомендации продолжить развитие на территории области практико-ориентированной модели образования, ввести систему грантовой поддержки преподавателей, проявивших себя в привлечении обучающихся к дополнительному образованию по сельскохозяйственным профессиям в школах, а также принять систему региональных грантов на реализацию специализированных образовательных программ, направленных на продвижение аграрных направлений и специальностей.

Органы местного самоуправления Воронежской области получили рекомендации, которые предусматривают создание в муниципальных районах общественного совета по профориентации и закреплению молодежи на селе, создание базовых сельхозпредприятий для прохождения практики при дополнительном образовании сельским профессиям в школах и прохождения учебных практик студентов. Также муниципалитетам рекомендовано создать многофункциональные центры для сельской молодежи для совместного досуга, спортивных занятий и других мероприятий, предусмотрев ставку организатора мероприятий.

Подводя итоги слушаний, председатель Комитета по образованию, науке и молодежной политике Евгений Чертов еще раз подчеркнул, что действия, которые позволят решить кадровые вопросы в сфере АПК должны носить системный характер. Только налаживание постоянной связи между производственным сектором, государством и образованием даст положительные результаты.

- Сегодня мы находимся в начале пути, который в конечном итоге приведет к тому, что предприятия агропромышленного комплекса получат необходимые им кадры, а престиж профессий в сфере АПК и в целом жизни на селе вырастет. Но та энергия, с какой подошли к обсуждению данной задачи все участники процесса, позволяют оптимистично оценивать перспективы развития аграрного сектора и сельских территорий, - отметил Евгений Чертов.