Отец солдата

Вернуться

Его зовут Раджабали. Раджабали Сайлиевич Пиров. Он таджик. И еще он - отец солдата Российской армии.

Родом из СССР

Из Таджикистана уехал давно. Манили далекие края. В техникуме получил профессию геолога. Долгое время работал в Союзгидроспецстрое - строил гидростанции. Много раз бывал в Москве - по делам, для пере­подготовки. Связи со своей родиной, где жили его роди­тели, как положено таджику, да и просто нормальному чело­веку, он не терял. Не теряет и теперь.

Долгое время ездил по СССР, работал на возведении ГЭС и возвращался на родину. Потом распался СССР, в Тад­жикистане стало неспокойно. Обсуждал этот момент с дру­зьями. Решили: надо уезжать. Решили и решили…

- Я, несмотря на понимание серьезности ситуации, никуда не ехал, - рассказывает Раджа­бали Сайлиевич. - А они вдруг взяли и уехали. Тогда об этом задумался и я.

Так в его жизни на какое-то время появился Новосибирск.

Служил в армии, едва не ока­зался в Афганистане. Они ремон­тировали дорогу на узбекский Термез, за которым начинается Афганистан. Но тогда война его обошла. Их часть неожиданно перевели в Казахстан.

Война пришла откуда не ждал. В 1993 году Раджабали поехал навестить родителей. Таджикистан тогда захлестнули кровавые разборки кланов. Однажды ему пришлось спасать наряд милиционеров, на кото­рых повсеместно была объяв­лена охота. В результате авто­мобиль, в котором он вез ребят, обстреляли. Самого его ранили. Лечиться в местных больни­цах было невозможно и опасно. Врачи боялись в них приходить, тем более лечить раненых. Его выхаживали ветераны, прошед­шие Великую Отечественную. Они знали, что, когда и куда при­кладывать. Едва встав на ноги, он бежал в Россию. И вывез туда детей.

Что такое война, он знает не понаслышке. Она коснулась его тела, его души.

Эвенкия стала домом

В Эвенкии он оказался трид­цать лет назад. Приехал к зна­комым из интереса. И остался. В том числе потому, что, по его убеждению, это место более всего подходит для него самого, для детей, которых хотелось уберечь от того, что пережил сам.

Что здесь понравились? Люди. Открытые, добрые. При­рода. Здесь он пристрастился к рыбалке, к охоте. Работал на самых обычных работах: был водителем, землеустрои­телем. Нет, он не предпринима­тель. Вышел пенсию, но работу не оставил - нужно помогать детям. И уж точно не быть для них обузой.

Когда старший сын Фир­давси изъявил желание остаться в Российской армии, куда был призван в 2021 году, и при­нять участие в СВО, Раджабали нисколько не удивился. Став­шие его семье домом Россию, Эвенкию, покой ближних - отца, сестер, братьев - надо защищать.

- Это было его решение, - рассказывает Раджабали. - Конечно, он мне сын, и, зная, что такое война, как родитель я воспринял это решение очень остро. При этом понимал: одно­временно с риском сын, у кото­рого в тот момент уже была девушка, должен был думать и о создании своей семьи, и о том, на что ее содержать.

Его девушка тоже из Таджи­кистана. При всем уважении к исторической родине, в кото­рой, наконец, наступил долго­жданный мир, сын тем не менее привез ее сюда.

Во время отпуска, который длился всего два дня, они поже­нились. Как положено, невестка живет в доме отца мужа. Осенью ждут прибавление.

- Как он служит?

- Хорошо служит. Награж­ден двумя медалями, - Раджа­бали показывает фотографии. - Медали, как все, что связано с сыном, хранятся у меня.

- Как с ним рассчитываются?

- Хорошо. Любые, даже незначительные проблемы идем решать к главе района Андрею Юрьевичу Черка­сову. Никогда никаких отка­зов и задержек в исполнении не бывает. Очень помогают депутат Заксобрания Валерий Михайлович Фарукшин, совет­ник главы Олег Викторович Щапов. Собственно, пришел к вам в гости в том числе для того, чтобы от имени отца сол­дата выразить всем троим огромную признательность.

И еще очень признателен нашим волонтерам за то, что они делают для наших сыновей. Низкий им поклон.